Jastarnia, Хельская коса, Польша. 18 лет спустя… Часть 1.
Хельская коса. 18 лет спустя...

Создано специально для участия в конкурсе «Испанские каникулы!» Просьба ко всем, кому понравится это ПУТЕШЕСТВИЕ перейти по ссылке на сайт конкурса Конкурс «Испанские каникулы» и поставить СЕРДЕЧКО напротив моего репортажа (готов к взаимности!))

Эх, ребята! Мелькал-мелькал на сайте фоторепортаж про Куршскую косу и навеяли на меня воспоминания… Путал я ранее Куршскую и Хельскую. Находятся они почти в одном и том же месте (регионе)-Балтийском море. Только одна (Куршская) в Калининградской области, другая (Хельская) в Польше. Теперь не путаю.

В 2011 году у меня состоялось возвращение в небольшой польский город Jastarnia (Ястарния). 18 лет спустя. Да-да, я был там в далеком 1993. И не просто был, а работал на панов… Так началась моя трудовая взаграничная жизнь. Мне было 22 года. С 1992 я начал ездить в Польшу с группами торгашей и огромными баулами. На торговле тогда многие поднялись, ну и многие разорились… Бизнес есть бизнес. Первые мои поездки были веселыми и более чем удачными. Я научился торговать (говорить) на Польском языке и весь товар уходил. Тогда я учился в Техникуме Советской Торговли (Коммерческом колледже) на товароведа. И мне это здорово пригодилось. Выкладка товара, правильная реклама, свойства товара… Я продавал всё и даже товар моих неудачных коллег-торгашей. Заварные чайники, сверла, антимоль и многое другое!!! Но мне хотелось большего. Большего в смысле не приехал-уехал на 3 выходных дня когда поляки ходят на рынки, а остаться там надолго, с тем чтобы продолжить свою торговую деятельность. И вот в одном польском городе под названием Гданьск в очередной субботний торговый день я выставил на свой «прилавок» вместе с остальными нераспроданными товарами табличку с надписью «SZUKAM PRACY» (ШУКАМ ПРАЦУ, что в переводе означает — ИЩУ РАБОТУ).

И в течение буквально одного часа работа меня нашла!) Подходит пожилой седоволосый пан с палочкой и женой, читает и предлагает работу на его вилле по специальности — разнорабочего. Жилье и еда бесплатно, плюс обещал по 10 долларов (в польских злотых) в день платить. Суббота — воскресенье выходной. Супер условия посчитал я. На неделе работаю, а в выходные езжу в Гданьск на рынок торговать! Я согласился. Собрал сумки. Еле запихал в его Volkswagen Jettу (как сейчас помню — красного цвета) и мы поехали…

Вила стояла на косе с двух сторон омываемой морской водой. В одну сторону до берега было около 200 метров, в другую около 500. 2-х этажное квадратное здание было для меня достаточно внушительных размеров. На первом этаже столовая и кухня. На втором этаже комнаты, но мне тогда туда так и не удалось зайти (не пускали). На заднем дворе было недавно построено вспомогательное здание для обслуживающего персонала. На нём была еще крыша не до конца закончена. Туда-то меня и поселили. Отдельная комната без обоев, кровать, стол, стул… Ну, а что еще надо — мне хватало? Таких как я тут было еще 2-е. Молодой Яцек лет 30 и бывалый худощавый Вацслав лет 45… Все поляки-строители на все руки от скуки. Каждый жил в своей отдельной комнатушке. Познакомились. Нашли общий язык. Мне выдали потертую робу и за работу! Была осень. Курортный сезон закончился. Пора приступать к ремонтным работам, чтобы к зиме всё закончить и в весну открыться с новым ремонтом…

Утром завтрак на кухне виллы. Маргариновое масло, хлеб, чай, повидло… На обед суп и второе. Уже не помню чем кормили, но было вкусно. Мне хватало. Затем ужин. Хозяева ели с нами туже еду. Поэтому здесь себя мы изгоями не чувствовали. А вот во время работы паны командовали и очень жестко. Помню как мы крыли крышу и один из сыновей хозяина начал меня подначивать при всех остальных, думая что я не понимаю по-польски: Виктор, скажи — Jestem rosyjskim gównem (Я русское говно!). Он несколько раз повторил это словосочетание. Но я держался… Так и не сказал, но чувствовалась неприязнь. То ли ко мне, то ли к русским… Уже не помню точно, я что-то ответил (по-моему как-то мягко послал) и они от меня отстали. Другой сын пана был постарше. И меня всё время защищал (отбивал) от нападок младшего…

Так продолжалось почти 3 месяца. Строгал бревна от коры, убирая жука короеда и его ходы… Выкорчевывали деревья. Копали ямы под фундаменты. Красили стены. Кровельные работы…

А в выходные я брал свои баулы и на поезд, который останавливался как раз за стеной здания где я жил. В плане логистики было удобно. Пробовал торговать в Гдыне, Гданьске, Сопоте… Знакомился с русскими. У многих дело не шло. Товар по каким-то причинам не продавался. А им уже вечером уезжать… Отдавали всё за бесценок, лишь бы с собой не везти. Я им в этом помогал. Потом спокойненько торговал. Бизнес шел. Работа шла. Правда паны платили ровно в 2 раза меньше от обещанного, и я начал себя чувствовать рабом…

И вот уж середина декабря наступила. Задули сильные холодные ветра. Высокая влажность. Иней по утру… Основные работы на вилле паны решили закончить. Мои напарники сначала раскрутили меня на денатурированную водку (синюю). Именно такая продавалась в местном склепе. Сказали надо отметить окончание сезона, ведь расстаемся же! Я согласился. Потом попросили у меня взаймы денег на 2 дня, которые обещали отдать дома, в Гданьске. Я дал. Молодой был ешо!) По одному из адресов, которые мне написали «братья-поляки» никого не нашел. По другому такого дома вообще не оказалось… Это было моё первое кидалово в моей молодой жизни!)

Хозяева виллы со всеми рассчитались и дали неделю на сборы. Меня перевезли к одному из братьев в строящийся отель в Гданьске. Предложили остаться. Но я вежливо отказался. Этот пан был именно тем, кто ко мне плохо относился. Попросил у него несколько дней переночевать в чулане, чтобы распродать остатки товара и купить билеты домой. Через несколько дней, поутру я «отчалил» в сторону дома… Решил уехать на поезде. Но билетов не было. Ночь провел на вокзале на лавочке. Ночью одного из соплеменников, закинувшего ноги с обувью на лавочку арестовали и выписали штраф в размере 100 долларов. Меня бог отвел. Мне не спалось. Ноги на лавку не закидывал. Но зато потом снял кроссовки и вытянулся. Спать толком всё равно не удалось. Время тогда было смутное. Кругом орудовали жулики и бандиты. Поэтому сторожил свои пожитки!) По-утру решил пробиваться к «своим» любыми путями. Автобусом или пешком. Путь был неблизкий и нелегкий. А всё потому, что выезд планировался в канун Рождества… Польша — католическая страна! Это было 23 декабря! Автобусы практически не ходили. Удалось каким-то образом добраться на перекладных и междугороднем польском автобусе до какого-то приграничного города. Это был единственный вариант выезда в тот день на родину… Но были сомнения — впустят ли нас, пешеходных россиян в Россию через пограничный пункт, где проезжают только автомобили… Нас было много и мы шли по дороге… Несколько километров… Был сильный ветер и тьма. Начиналась метель… А мы шли… Пограничники нас приняли как своих и напоили чаем — это было счастье ! РОДИНА, вот она наша РОДИНА!!! Ну, а дальше вокзал, поезд, Москва, пересадка, ДОМ! Было ощущение, что прошла целая вечность!

Шло время. Я вспоминал Ястарнию, хорошего и плохого брата, работу и у меня всегда было желание сюда вернуться…

И вот это случилось 18 лет спустя… Меня пригласили быть сопровождающим БОЛЬШОГО парусного похода по маршруту Нижний Новгород — Калининград — Гдыня -Киль и обратно. Правда моя роль — Береговой штаб, который на своем автомобиле должен был следовать по суше параллельным маршрутом и прикрывать экипаж «с суши"(решать вопрос с топливом, выбором «марин» для отдыха, помощь в решении технических вопросов, закупке инструмента и запчастей, ну и вести репортажи, передавая на родину).

Из Польской Гдыни мы должны были пойти в Немецкий Киль. Со мной двое пассажиров-девчат. Экипаж яхты планировал прибыть в Киль через 3 дня. Мне ехать день-два от силы (всего каких-то 780км). И я решил воспользоваться моментом, чтобы посетить то место на Хельской косе, в котором 18 лет назад начинался мой трудовой путь! И заодно девчатам показать, хотя бы день провести на настоящем курорте!)

Сразу скажу — это было немного не по пути. От Гдыни до Ястарней — 60 км. А до мыса Хельской косы — города Hel — еще 15. Поэтому к маршруту Гдыня-Киль прибавилось еще 100 км «порожняка» для моего Командора, который башлял деньги на топливо!))) Поэтому здесь пришлось ехать за свои кровные! Ну не мог я проехать это место мимо находясь так близко! Я просто был обязан туда попасть! Ностальжи. Это как преступник всегда возвращается на место преступления, также и я!)

Фоток много. Решил разделить на несколько репортажей с пояснениями и небольшими рассказами к фото. Думаю кому-нибудь будет интересно, а возможно и поможет в планировании своего путешествия на Польский берег Балтийского моря! Для поляков — это курорт, так как с юга моря-океяна нет. Ну и кстати многие наши северяне, например из Норильска планируют продолжение своей жизни на пенсии в Калининградском регионе. Для них это тоже курорт — мягкий климат даже зимой, близость к Европе!)

Мы ехали — ехали…

Jastarnia, Хельская коса, Польша. 18 лет спустя… Часть 1.

Север Польши, берег Балтийского моря почти всегда ветреный! Поэтому ушлые поляки стараются использовать возможности природы и быть энергонезависимыми!

И наконец приехали!

А вот и цель!

Jastarnia, Хельская коса, Польша. 18 лет спустя… Часть 1.

И наконец приехали! ps — Это не я намалевал!))))) Я вообще очень давно разговорник потерял, польский забыл, да и в совершенстве никогда не владел, ну и вырос из того возраста!)

Эврика! Я сделал это! Я вернулся сюда!!!

Въезд в город Ястарнию! В нескольких метрах от этого места должна быть где-то «моя» вилла! Если честно я не помнил и не знал как она называется. Я помнил только строения. Их и искал!

Похоже это где-то здесь!

Точно! Именно так сегодня называется это место!

И теперь я зафиксировал это место в своих гугл-картах и никогда не потеряю!) Для желающих — можете выйти на неё по это ссылке

Вот она, «моя» родная! Стоит голубушка! На месте!

Моей радости не было предела!

Но мы зашли внутрь. Обсудили все вопросы постоя на одну ночь. Оказалось очень дешево. 800 рублей на наши деньги с человека при этом включен завтрак. Стоянка авто на территории виллы — бесплатная. Правда номера были «советскими». Какие-то старые кровати и мебель. Простые занавески. «Доисторический» телевизор. Розетки из 90-ых… Ну ничего. Пойдёт! Я тогда был в эйфории и мне всё равно на чем спать!) Особенно после нескольких дней ночевки в автомобиле. Обсудили все вопросы. Закинули в номера вещи. Поставили на зарядки девайсы и решили съездить в город HEL, который замыкает эту Хельскую косу (в 15 километрах от Ястарной).

Вот мы и в Хеле. Я нашел в гугле это место. Тут красиво, тихо и душевно. Вот ссылка на этот отель

Город Хель это практически край суши (если не света для поляков)!) Город порт. Рыбная ловля. Здесь есть рыбный рынок, ну и блошиный с сувенирами! Кстати, подушку которую я купил в подарок со вшитым в неё девайсом до сих пор при прикосновении выдает звук прибоя и крики чаек!

В этот бар не заходили, поэтому не знаю что и сказать, что и думать о его посетителях!)

Меня не пустили… Польские деньги кончились, а карточки тут не принимают. Поэтому наскребли у кого сколько было мелочевки и на девчат хватило. Пустил их поглазеть. Это был какой-то небольшой питомник-зоопарк морских тюленей.

Есть у меня хобби. Там где я впервые и есть море-якеан — всегда лезу в воду! Обязательно! И это несмотря на погоду и время года! Один раз окунуться и назад!)

Всем привет с края Хельской косы города Hel! ps Вход на пляж бесплатный

Надеюсь вы догадались о чём это плакат.

Jastarnia. Польша. Прогулка по городу. Часть 2.
Следующая часть:

Хельская коса. 18 лет спустя... (2 из 4)
Мишка Квакин
какой серьёзный вентилятор!
08 сентября 2017 в 10:33

Victor Voroshilov
Мишка, Да, таких вентиляторов по всей Европе наставлено!)
08 сентября 2017 в 11:08

Мишка Квакин
Victor, это хорошо, надо загазованность над городами разгонять.
09 сентября 2017 в 08:52

Василий Краморов
Мишка, откуда там загазованность? в Польше же всю промышленность убили.